Когда конкурс становится медиа: кейс «Универсума» о создании собственного журнала
Номинация: Лучший внутрикорпоративный спецпроект
Автор: Тимошина Дарья Владимировна, к.ф.н., доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации Самарского университета им. Королева
Даты проекта
15 июля 2025 — 19 сентября 2025Описание
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева является одним из ведущих российских университетов, признанным научно-образовательный центр, имеет статус опорного для ракетно-космической отрасли. Является лидером в науке и образовании, конкурентоспособным на мировом уровне с диверсифицированной технической, естественно-научной и социально-гуманитарной платформами. В эпоху технологического доминирования распространение гуманитарного знания представляется значимой задачей. Для Самарского университета, как для ведущего вуза, популяризация гуманитарного знания стала одним из приоритетных направлений. В условиях высокой конкуренции университетов за талантливых абитуриентов традиционные способы их привлечения уже не работают. На помощь приходит проектная коммуникация и практики эмпирического маркетинга, которые формируют долгосрочные отношения с представителем целевой аудитории за счет установления крепкой эмоциональной связи и непосредственного вовлечения в активную деятельность. Примером подобной синергии стал Всероссийский конкурс юных исследователей «Универсум».
Конкурс включает в себя проведение как самого интеллектуального состязания, так и дополнительных мероприятий, способствующих достижению основной миссии.
Одним из спецпроектов крупного конкурса с 2021 года является издание собственного научно-популярного журнала «Гуманитарий 2.0».
Научно-популярный журнал «Гуманитарий 2.0» – уникальный издательский спецпроект Всероссийского конкурса юных исследователей «Универсум». Инициатором проекта выступил Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, который уже пять лет подряд формирует редакционную площадку для публикаций лучших исследовательских работ финалистов.
Журнал выходит ежегодно и является неотъемлемой частью финала конкурса, проходящего в международном детском центре «Артек». Его содержание полностью составляют статьи школьников 8–10 классов – участников конкурса «Универсум». Тексты редактируются преподавателями Самарского университета, проходит профессиональная корректура и верстка, а иллюстрации подбираются самими авторами, что сохраняет аутентичность и делает издание по-настоящему молодежным.
Каждый выпуск становится не просто сборником статей, а имиджевым медиапродуктом, который одновременно решает несколько задач:
· закрепляет статус конкурса «Универсум» как ведущей гуманитарной исследовательской площадки для школьников;
· формирует сообщество финалистов, где публикация воспринимается как знак академического признания;
· продвигает бренд гуманитарного образования среди школьников, педагогов и партнерских организаций.
Журнал «Гуманитарий 2.0» – это визитная карточка конкурса, которая ежегодно подтверждает высокую планку проекта и укрепляет его роль в формировании нового поколения гуманитариев.
Этапы реализации
1. Формирование контента.
В рамках третьего этапа конкурса «Универсум» (июль 2025 г.) финалисты конкурса подготовили научно-популярные статьи по истории, литературе, лингвистике и психологии. Каждый участник подбирал иллюстрации, что позволило сохранить авторский стиль.
2. Редакционная работа.
Команда преподавателей Самарского университета занималась редактурой и проверкой научной корректности материалов.
3. Дизайн и верстка.
Профессиональный дизайнер-верстальщик создал современный визуальный облик журнала, который отвечает стандартам молодежного образовательного медиа.
4. Издание и распространение.
Выпущено 50 печатных экземпляров. Журнал был представлен на финальном мероприятии образовательной смены конкурса в МДЦ «Артек» – научно-популярном шоу Cogito ergo. Кроме финалистов, печатные экземпляры журнала получили приглашенные гости финального мероприятия – педагоги школы МДЦ «Артек», а также представители образовательных учреждений Орла и Сочи.
5. Продвижение.
Анонсы и отзывы о журнале появились в социальных сетях конкурса и «Артека», что расширило охват аудитории. Получившие экземпляры педагоги, приглашенные на финальное мероприятие, уже рассказали о журнале и о конкурсе своим классам – школьники заинтересовались образовательным проектом. В октябре 2025 г. скан-копия выпуска журнала будет размещена в официальной группе Всероссийского конкурса «Универсум» (13000 подписчиков).
Цель проекта
Цель проекта:Создание внутрикорпоративного издательского спецпроекта, который укрепляет бренд гуманитарного образования в России и позиционирует конкурс «Универсум» как площадку, формирующую сообщество юных исследователей.
Задачи:
- повысить имидж конкурса «Универсум» как флагманской образовательной инициативы в сфере гуманитарных наук;
- сформировать у финалистов чувство сопричастности и причастности к академическому сообществу через личную публикацию;
- создать продукт, который транслирует ценность гуманитарного знания широкой аудитории – педагогам, образовательным учреждениям, партнерам;
- укрепить лояльность участников и обеспечить традицию, повышающую привлекательность конкурса;
- позиционирование Самарского университета им. Королева как вуза, где можно получить качественное гуманитарное образование.
Результат проекта
Количественные:• 50 печатных экземпляров,
• 5-й выпуск (журнал выходит ежегодно с 2021 года),
• 25 школьников приняли участие в подготовке статей,
• публикации о проекте в соцсетях, в том числе на ресурсах «Артека» (порядка 25 постов с упоминанием журнала – в том числе и финалистами конкурса – авторами статей),
Качественные:
• Журнал стал брендовой традицией конкурса «Универсум», ожидаемой финалистами.
• По данным опросов конкурсантов 2025 года, для части школьников именно возможность публикации в журнале стала ключевым мотивом участия.
• Позитивные отзывы от педагогов и гостей мероприятия усилили экспертный имидж конкурса.
• Проект укрепил ценность гуманитарного знания в глазах школьников и педагогического сообщества.
• Журнал выступил инструментом формирования лояльного комьюнити, где финалисты чувствуют сопричастность и личную значимость.
• Финалисты, школьники из 14 регионов России, заинтересовались Самарским университетом им. Королева, в том числе и после того, как увидели, что его преподаватели помогают делать актуальный и нестандартный медиапродукт.
Корпоративный эффект
• Повышение узнаваемости и привлекательности бренда «Универсум».
• Укрепление партнерских связей с ведущими образовательными центрами (МДЦ «Артек», школы Орла и Сочи). Именно после презентации журнала в адрес оргкомитета конкурса «Универсум» поступило предложение от иногородних партнеров о сотрудничестве.
• Создание уникального внутрикорпоративного продукта, который транслирует миссию конкурса — «формировать новое поколение гуманитариев».