Тимур Асланов: сегодня в тренде журналистика диалога
Завершился конкурс корпоративных СМИ «Медиалидер-2017», объявлены победители, вручены награды и пришло время подвести итоги и поговорить о конкурсе, работах участников и оценках. Обо всем этом мы беседуем с основателем и председателем жюри конкурса, главным редактором журнала «Пресс-служба» Тимуром Аслановым.
- Конкурс проходил первый раз. Удалось ли собрать достаточное количество участников, довольны ли вы их активностью?
- Безусловно, доволен. Мы получили 255 заявок на конкурс. И это только одобренные заявки. А одобряли мы не все, потому что приняли решение в первый год рассматривать корпоративные СМИ только одного формата – так называемые В2P, то есть газеты, журналы, радио, ТВ-проекты, сайты и так далее, рассчитанные исключительно на персонал организации. СМИ для партнеров, клиентов и внешней аудитории мы не оценивали. Возможно, в следующем году введем и такие номинации, но пока решили ограничиться внутренними. И 255 заявок – очень неплохой результат. География самая широкая – буквально от Владивостока до Калининграда. И не только Россия, но и СНГ. У нас в нескольких номинациях призовые места получили коллеги из Казахстана.
- Расскажите о ваших впечатлениях от работ участников.
- Впечатления разные. Увы, общий уровень корпоративных СМИ в целом по стране крайне низкий. Открываешь газету какого-нибудь завода и ощущение, что попал в семидесятые годы 20-ого века. Те же безликие неинформативные заголовки, те же протокольные портреты руководителей с предельно серьезными лицами, та же скучная верстка. Но, к счастью, есть и отличные работы, действительно интересные и современные. И задача нашего конкурса как раз такие выявлять и поддерживать. Пиарить, награждать, показывать остальным. Потому что мы искренне болеем за отрасль и нам очень хочется, чтобы эти проекты развивались и корпоративные СМИ шли в ногу со временем. Для этого мы и придумали этот конкурс. Мы принципиально не берем никаких регистрационных взносов, в отличие от других конкурсов. Мы хотим всем дать возможность заявить о себе.
- Дайте, пожалуйста, несколько рекомендаций: что сегодня в тренде, на что обращать внимание редакциям корпоративных СМИ, чтобы не отставать от времени и быть востребованными?
- Самое главное – понять, что прошло время, когда можно было вести работу с аудиторией в каком-то одном канале: иметь только газету или только радио. Сейчас время конвергенции. Это касается и так называемых больших СМИ, и корпоративных. Главным является контент, а не канал донесения. У вас должна быть и газета, и сайт, и видеоканал на ютьюбе, и мобильные приложения, и сообщества в соцсетях. Потому что и аудитория очень разная, и каждый сотрудник хочет получать контент в том канале, который ему наиболее удобен. Бумажная газета для 25-летних сегодня это скорее какой-то непонятный атавизм. Молодое поколение активно живет в цифре. А следом за ним и старшее подтягивается. Видео – самый мощный тренд на сегодняшний день. Потребление видео в интернете за год удваивается. Это колоссальный рост. И если вы до сих пор пишете только текстовые заметки и длиннющие статьи со скучными рассуждениями директора о том, как ваши космические корабли бороздят просторы вселенной – вы очень сильно отстали.
- А что бы вы посоветовали тем, кто все равно вынужден выпускать бумажный продукт?
- Уходить от больших текстов. Добавлять картинки. Аудитория живет в мире твиттера и инстаграма: много картинок, короткие тексты. Дайте им это и в печатном СМИ. Идеальная газета или журнал сегодня это комикс: картинки и подписи. Не пытайтесь загрузить читателя текстами. Он все равно не станет их читать. На каждого из на ежедневно валится огромный поток информации, и читать что-то длинное и скучное мы совсем не готовы. И очень большое внимание нужно уделять заголовкам. Большинство и нас сканирует газеты по заголовкам и этим ограничивается. И если заголовок у вас типа «Приумножая традиции» или «На боевом посту», то шансов, что заметка будет прочитана практически нет. И визуальный ряд тоже должен цеплять читателя. Фото директора как на паспорт вызывает тоску. Фотография главной турбины или станка – зевоту. Ищите неожиданные ракурсы, смешные сочетания и неординарные сюжеты. Тогда вашу газету будут брать хотя бы ради картинок. А там уже и до текста дело дойдет. И еще одно важное замечание: время одностороннего вещания в медиа прошло. Сегодня в тренде журналистика диалога. Общайтесь с аудиторией, добавляйте интерактив, дайте читателям и зрителям возможность влиять на формирование контента и высказывать свое мнение.